"Иногда болезнь полезнее для спасения души, чем отменное здоровье! Нередко она заставляет обуздывать себя, ограничивать свои неумеренные желания и запросы, быть аккуратнее и осмотрительнее. "Я не курю", - скажут некоторые больные аллергией и бронхиальной астмой, которые не выносят даже запаха табачного дыма. ... В данном плане болезнь служит профилактикой греха.
...
Само по себе страдание не лишено смысла. Оно вызывает плодотворное, даже кардинально преобразующее духовное напряжение. Так считает Виктор Франкл - австрийский психолог с мировым именем, несколько лет находившийся в фашистском концлагере. Телесное страдание (в первую очередь тяжкое) зачастую разрушает былые извращенные представления о жизни и смерти, о ближних и дальних. Опасная болезнь, близость смерти - это нравственный экзамен. Он может заставить переосмыслить жизнь, осознать ограниченность, трагичность своего бытия и завершиться нравственным преображением.
...
Н.В. Гоголь писал: "О! Как нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков ни есть, но я всё же стал лучше, нежели был прежде. Не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть... Здоровье, Здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желание порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей... Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя!"
Малыш не осознает смысл страдания. Но со временем количество этого страдания может как бы перейти в качество. Иногда складывается парадоксальная ситуация: по-человечески рассуждая, не ясно, каким образом хроническая болезнь служит спасению души ребенка. Но это не значит, что он мучился напрасно. Нет! Как ни горько, болезнь послана для того, чтобы ребенок вырос духовно зрелой и крепкой личностью.
...
В исключительных случаях Промысл Божий забирает ребенка из этого мира, пока тот еще не успел слишком тяжко согрешить. Если человек не выдержит предстоящих трудностей жизни, не обратится к покаянию и нравственно "сломается", его смерть оказывается хотя и трагическим, но единственным решением вопроса.
...
Есть дети-посланники. Они - словно не от мира сего, отмечены печатью свыше.
...
В конечном счете, именно себялюбие взрослых является одной из главных духовных причин страданий ребенка.
...
Родители и дети имеют взаимные права и обязанности.
...
Если в семье все проблемы решаются "глоткой", на повышенных тонах, то ребенка трудно отучить от привычки орать по любому поводу. Он не приучен сдерживать свои эмоции и чувства. Нарастающая раздражительность со временем принимает невротический характер. Ребенок становится неуравновешенным, тревожным, вспыльчивым. Разбалансированная, буквально растерзанная семейными передрягами психика дает срывы и толкает на неадекватные поступки.
...
О, если бы мы учитывали душевную скорбь нерожденного или уже рожденного младенца во время домашних "сцен", производственных и бытовых конфликтов! Мы старались бы вести себя гораздо осторожнее. Неблагоразумное поведение взрослых способно роковым образом повлиять на самочувствие ребенка и оставить в его маленьком сердечке толстый слой нравственной "грязи".
Невидимо для нас в его душу вливается яд гнева и злобы, в крови резко повышается уровень гормонов стресса. Малыш буквально "окутан", "пропитан" агрессивной средой. Каждая отрицательная эмоция вонзается в него и калечит, словно штык. Душа получает мощный нравственно отрицательный заряд. А потом родители ужасаются: "Кто у нас вырос? Какая несправедливость! Мы столько сил отдали своему ребенку, а вместо благодарности он непослушен и самолюбив!"
Нежеланный ребенок интуитивно, подсознательно чувствует какую-то неправду, зло со стороны матери или отца. Вольно или невольно он платит им той же монетой: враждебностью, холодностью и неприятием, отгораживается от них незримым внутренним барьером.
Итак, многие предпосылки развития личности формируются внутриутробно. Переживания, устремления, мысли, слова и дела родителей запечатлеваются в глубине души их ребенка.
...
Недаром и народная мудрость гласит: Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
...
Само по себе страдание не лишено смысла. Оно вызывает плодотворное, даже кардинально преобразующее духовное напряжение. Так считает Виктор Франкл - австрийский психолог с мировым именем, несколько лет находившийся в фашистском концлагере. Телесное страдание (в первую очередь тяжкое) зачастую разрушает былые извращенные представления о жизни и смерти, о ближних и дальних. Опасная болезнь, близость смерти - это нравственный экзамен. Он может заставить переосмыслить жизнь, осознать ограниченность, трагичность своего бытия и завершиться нравственным преображением.
...
Н.В. Гоголь писал: "О! Как нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков ни есть, но я всё же стал лучше, нежели был прежде. Не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть... Здоровье, Здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желание порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей... Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя!"
Малыш не осознает смысл страдания. Но со временем количество этого страдания может как бы перейти в качество. Иногда складывается парадоксальная ситуация: по-человечески рассуждая, не ясно, каким образом хроническая болезнь служит спасению души ребенка. Но это не значит, что он мучился напрасно. Нет! Как ни горько, болезнь послана для того, чтобы ребенок вырос духовно зрелой и крепкой личностью.
...
В исключительных случаях Промысл Божий забирает ребенка из этого мира, пока тот еще не успел слишком тяжко согрешить. Если человек не выдержит предстоящих трудностей жизни, не обратится к покаянию и нравственно "сломается", его смерть оказывается хотя и трагическим, но единственным решением вопроса.
...
Есть дети-посланники. Они - словно не от мира сего, отмечены печатью свыше.
...
В конечном счете, именно себялюбие взрослых является одной из главных духовных причин страданий ребенка.
...
Родители и дети имеют взаимные права и обязанности.
...
Если в семье все проблемы решаются "глоткой", на повышенных тонах, то ребенка трудно отучить от привычки орать по любому поводу. Он не приучен сдерживать свои эмоции и чувства. Нарастающая раздражительность со временем принимает невротический характер. Ребенок становится неуравновешенным, тревожным, вспыльчивым. Разбалансированная, буквально растерзанная семейными передрягами психика дает срывы и толкает на неадекватные поступки.
...
О, если бы мы учитывали душевную скорбь нерожденного или уже рожденного младенца во время домашних "сцен", производственных и бытовых конфликтов! Мы старались бы вести себя гораздо осторожнее. Неблагоразумное поведение взрослых способно роковым образом повлиять на самочувствие ребенка и оставить в его маленьком сердечке толстый слой нравственной "грязи".
Невидимо для нас в его душу вливается яд гнева и злобы, в крови резко повышается уровень гормонов стресса. Малыш буквально "окутан", "пропитан" агрессивной средой. Каждая отрицательная эмоция вонзается в него и калечит, словно штык. Душа получает мощный нравственно отрицательный заряд. А потом родители ужасаются: "Кто у нас вырос? Какая несправедливость! Мы столько сил отдали своему ребенку, а вместо благодарности он непослушен и самолюбив!"
Нежеланный ребенок интуитивно, подсознательно чувствует какую-то неправду, зло со стороны матери или отца. Вольно или невольно он платит им той же монетой: враждебностью, холодностью и неприятием, отгораживается от них незримым внутренним барьером.
Итак, многие предпосылки развития личности формируются внутриутробно. Переживания, устремления, мысли, слова и дела родителей запечатлеваются в глубине души их ребенка.
...
Недаром и народная мудрость гласит: Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
Отрывки из книги:
Зорин К.В. Почему страдают дети?
Грехи родителей и болезни детей. -
М.: Русский Хронографъ, 2012. - 256 с.
Комментарии
Отправить комментарий